Вопрос о том, когда писателю нужен психолог, а не редактор, скажем, или бета-ридер, на самом деле, не так уж прост. Все-таки в писательском деле все очень плотно переплетено, и я, готовя этот материал, местами надолго задумывалась о том, имеет ли смысл идти с таким запросом к психологу или лучше на писательские или сценарные курсы.

 

И еще один маленький дисклеймер. Составляя этот список, я во многом ориентируюсь на себя, свои методы работы и собственную специфику, которая абсолютно точно не универсальна для психологов вообще, но, кроме прочего, не универсальна для нарративных практиков. Поэтому стоит ожидать, что не все психологи будут готовы работать с перечисленными ниже запросами. Я постараюсь в каждом пункте отдельно отметить, как специфика подхода может отразиться на вашей работе с психологом по конкретному запросу.

Хотя, еще раз подчеркну, даже внутри одного подхода методы работы его представителей могут разительно отличаться. Мне кажется, я могла ввести вас в заблуждение, формулируя в прошлых статьях свои тезисы с помощью фразы: «мы как нарративные практики». Так, скажем, мои статьи об отличии истории в нарративной практике от истории в писательстве, а также статья о «миссии» не были приняты представителями Нарративной Мастерской ввиду несоответствия мнению редакции. Так что впредь я все-таки хочу чаще подчеркивать, что на данном сайте не транслируется позиция нарративного сообщества или позиция, присущая большинству нарративных практиков. Все, озвученное здесь: мое персональное мнение, которому я лично нахожу подтверждение в идеях, предложенных нарративным подходом.

Короче, нарративный практик нарративному практику рознь :). Как и любой другой психолог. 


ТРИ ПИСАТЕЛЬСКИХ ЗАПРОСА С ПОДРОБНЫМ РАЗБОРОМ

1. Вы очень хотите писать, но не пишете, хотя никаких объективных причин для этого нет.

 

Это распространенная проблема в писательской среде, которую иногда даже называют специальным словом «неписун». Слово ужасное, согласна. Но и состояние — не сахар!

 

Как с такими запросами работаю конкретно я:

  • Сначала пытаюсь прояснить, а действительно ли нет объективных обстоятельств. Очень часто под таким запросом скрывается банальное отсутствие сил и времени на писательство. Да, конечно, существует мнение, что время всегда можно найти, но далеко не у всех творчество неприхотливо и способно цвести в любой среде. В конце концов, у одних писательство — сродни одуванчику, пробившему асфальт, а у других это нежный цветочек.
  • Если время и силы есть, а вдохновения нет, то тут я постараюсь исследовать, что такое это самое вдохновение, как оно проявляется.
  • Либо я могу пойти обратным путем, исследуя этот самый прости-господи «неписун». В нарративной практике такая работа с проблемным состоянием называется экстернализацией.
  • Ну и в конце концов, внутри моей работы всегда все более или менее упирается в ценности, поэтому параллельно или целенаправленно я стану выяснять, а почему для вас вообще важно писать.

 Записаться на консультацию


Как с такими запросами могут работать психологи в других направлениях:

·        Специалист в области КПТ будет исследовать ваше поведение и мысли. Например, попытается выяснить, какие иррациональные установки мешают вам сесть за письмо, а в качестве работы с проблемным состоянием предложит поведенческий эксперимент. Помните, что в КПТ очень важно выполнять домашние задания.

·        Психоаналитик или представитель психодинамического подхода с высокой долей вероятности обратится к релевантному детскому опыту, даст вам пространство выговорится о том, как в школе злая учительница оценила сочинение на три, а мама устыдила за грамматическую ошибку в стихотворении.

·        Схема-терапевт постарается выявить у вас одну из 18 основных дисфункциональных схем и станет работать на ее исправление.

·        Транзактный аналитик рассмотрит взаимоотношения между вашими эго-состояниями (Родитель, Взрослый, Ребенок) и постарается помочь вам их согласовать.

·        Гештальтист будет обращать много внимания на то, как в отношениях с ним вы рассказываете о своем писательстве и связанных с ним проблемами. По сути, для гештальт-терапевта не так важна сама история, что вы пришли поведать, но повторение проблемных механизмов в состоянии «здесь и сейчас», которые вы неосознанно транслируете. По большей части вся работа будет строиться на изучении ваших проявлений внутри терапевтического процесса.

·        Психодраматист, скорее всего, предложит вам разыграть в той или иной форме проблемное состояние или пообщаться с ним, как с персонажем.

…и так далее.

2. Вы, вроде как, хотите писать книги, но это долго и сложно, и вы не совсем понимаете, почему это вообще взбрело вам в голову.

 

Это почти идеальный писательский запрос на консультирование для меня. В работе с таким запросом нарративный подход предоставляет массу крутых инструментов, позволяющий прояснить, почему для вас важно написать книгу! Коротко говоря, это работа с ценностями, как она есть!

 

Как я работаю с такими запросами:

  • Проясняю ценности
  • С помощью вопросов проясняю и делаю видимой предпочитаемую историю собеседника (то есть ту жизнь, которую вы хотите жить) и исследую, как писательство способствует ее развитию
  • Деконструирую вместе с вами влиятельные идеи, которые способствуют или наоборот препятствуют вашему писательскому пути

 Записаться на консультацию


Я думаю, что т. к. этот запрос завязан на смысле жизни и ценностях, вероятно, с ним довольно эффективно можно поработать также в экзистенциальной терапии. А вот, например, в КПТ, у меня есть такое предположение, вряд ли имеет смысл идти с проблемой такого рода. Насколько я это вижу, в лучшем случае когнитивно-поведенческий терапевт поможет вам выявить иррациональные убеждения, основанные на «надо» и «должен», и поработать с ними.

3. У вас нет идей. Вам кажется, что все, о чем вы планируете писать, вторично и не интересно. Вам нравится расставлять слова в предложениях, но вы не знаете, о чем писать.

 

Замечательный запрос! На самом деле, концептуально это одна из тех писательских проблем, которую можно решить двумя путями:

▶ С помощью психологии выявить «правду, о которой хочется кричать с крыш» (если не знаете, что это, очень рекомендую посмотреть мой ролик, я дам ссылку в описании и где-то в углу видео она тоже появится),

▶ С помощью сценарных курсов научиться генерировать сюжеты из любых вводных.

 

Наверное, самым лучшим решением здесь будет совместить оба направления, научившись создавать классные сюжеты, в основе которых будут по-настоящему волнующие вас идеи.

 

Как я работаю с такими запросами:

  • Вместе с вами нахожу ту самую правду, о которой вам захотелось бы кричать с крыш
  • Предлагаю исследовать те тексты, которые вы считаете важными и удавшимися
  • Помогаю найти персонажа и сюжет, которые смогли бы вместить в себя эту важную идею
  • Задаю вопросы, насыщающие историю

 Записаться на консультацию


Я думаю, что по-своему каждый психотерапевтический подход может способствовать решению этой проблемы. Другое дело, что подход предполагает определенную призму, через которую консультант смотрит на случай.

 

·        Психолог в ОРКТ-подходе предложит вам обратиться к успешному опыту и поможет его повторить

·        Нарративный практик обратится к вашим ценностям и постарается понять, как должна выглядеть книга, которая укрепила бы вашу предпочитаемую писательскую идентичность.

·        Консультант, работающий в экзистенциальном подходе, наверняка, попытается прояснить, как писательский процесс связан для вас с вопросами смысла жизни и как он влияет на ваше восприятие смерти

·        Гештальт-терапевт попытается заметить, на какой стадии контакта происходит прерывание потребности, и на базе этих наблюдений выстроит тактику дальнейшей работы с проблемным механизмом

·        Консультант, работающий в подходе ДБТ, предложит вам упражнения, тренирующие навыки управления вниманием и регуляции эмоций, чтобы сделать ваш писательский процесс безоценочным и валидным по отношению к смыслам, которые вы вкладываете в эту практику.

 …и так далее.

 


Еще 6 писательских запросов, с которыми определенно можно пойти к психологу

1.     Страшно отправлять рукопись в издательство / предлагать для чтения другим людям / участвовать в конкурсах.

2.     Страх белого листа.

3.     Нравится процесс написания текстов, но не нравится результат.

4.     Нравится результат, но сам процесс написания текстов дается очень тяжело.

5.     Нет мотивации писать.

6.     После длительного перерыва не получается снова начать писать.

и другое.

И еще приведу несколько проблемных писательских ситуаций, которые лично я с удовольствием взяла бы в работу, но которые могут быть сомнительными с точки зрения других подходов или отдельных терапевтов:

1.     Потеря интереса к начатой рукописи.

2.     Сюжетный «затык»: нет идей о том, как развить сюжет.

3.     Постоянная тяга убивать персонажей, все истории заканчиваются одинаково.

4.     Непонимание, как сократить / насытить текст.

5.     Поиск авторского стиля.

6.     Разбор и декомпозиция значимости конкретных текстов в вашем творчестве.

 

Сразу скажу, что я лично больше люблю работать с писателями художественных текстов. Конечно, ко мне в работу приходят авторы блогов и контент-мейкеры другого рода, но я считаю это скорее исключением для своей практики. В то же время, некоторым консультантам может быть, наоборот, интереснее работать с проблемами имиджевого писательства. 

Записаться на консультацию


Не психологические писательские проблемы

А теперь поговорим о запросах, с которыми к психологу едва ли имеет смысл идти.


1. У вас вообще нет сил и времени на писательство. Вы, конечно, хотели бы писать, но вообще-то у вас две работы, учеба и кошка, которая вот-вот родит.


Скорее всего, в результате работы с этим запросом вы неизбежно придете с психологом к тому, что сейчас вы действительно не можете выделить для писательства время и ресурс. Вполне вероятно, терапия будет построена на идее о том, как вы могли бы разгрузить свою жизнь, набраться сил и уже после этого двигаться в сторону прояснения, каким образом вы могли бы организовать себе время и место для писательского процесса.


2.  Вы много пишете, но писательство не приносит вам денег/славы/читателей.

 К сожалению, в рамках психологического консультирования  возможна работа только с изменениями самого клиента, но повлиять на третьи лица мы не в силах.

 

3.  Какому-то конкретному значимому для вас лицу (маме, папе, лит.агенту, издателю, подружке, любимому писателю и тд) не нравится ваш текст, и вы хотели бы переделать его так, чтобы ему/ей понравилось.

Лучшее, что в этом случае вам может предложить психолог — это разобраться, почему, собственно, так важно, чтобы текст нравился этому самому лицу.

 

4. Вы не понимаете, как именно писать книги, с чего начать, как построить сюжет и правильно оформить текст для того, чтобы его приняли в издательстве.

Однозначно, это не психологический запрос, но хороший задел для того, чтобы пойти на сценарные или писательские курсы.

 

5. У вас есть идея для книги, но вы хотели бы убедиться, что идея действительно хороша и стоит того, чтобы тратить на нее время. Вы желаете получить от психолога оценку со стороны.

 Этичный психолог никогда не даст оценку вашему творчеству. Кроме того, это просто выходит за рамки его компетенций.

 

6. Вам нужен человек, который бы помогал вам поддерживать писательскую дисциплину: следил за тем, что вы выполняете установленную для себя норму по числу знаков, и стимулировал сесть писать в случае, когда у вас случится эпизод прокрастинации.

 Это, очевидно, запрос на коуча.

 

7. Вы написали текст, но не вполне уверены, что он написан грамотно и понравится вашим потенциальным читателям.

 Это точно запрос не психологического толка, но с ним здорово может помочь редактор и/или бета-ридер.

 

8. С писательским процессом у вас все отлично, вы написали прекрасную книгу и стопку добротных рассказов, теперь вы хотите понять, как эффективно продвигать свои тексты.

Этот запрос может быть адресован литературному агенту (насколько я знаю, в РФ они стали появляться) или к специалисту по продвижению (маркетологу, smm-щику, продюсеру и тп.).

 

Если вы сомневаетесь в том, подходит ли ваш запрос для работы с психологом, не стесняйтесь задать вопрос мне в телеграм, я попробую дать обратную связь, исходя из имеющихся у меня знаний.

Я сделала небольшую психологическую «коробочку» для писателей, куда вложила две классные техники по прояснению вашей писательской идентичности. Эти упражнения нацелены на то, чтобы вы самостоятельно нашли свой персональный источник вдохновения, определили важные для себя темы, получили ответ на вопрос, зачем вы пишете. Эти техники я даю своим клиентам на консультациях, но безусловно, вы можете выполнить их самостоятельно.   

КУПИТЬ КОРОБОЧКУ НА БУСТИ
Психология писательских проблем

Психология писательских проблем
Психология писательских проблем

Содержимое статье было записано в формате видео-роликов. Вы можете посмотреть их, кликнув на видео выше. Или воспользуйтесь прямой ссылкой на мой канал 


Статьи

До 10 января 2025 г. свободных мест на консультации нет! Буду рада поработать с вами в январе! Следите за новостями!